Вы здесь - Как здоровье - Спасибо зарядке

Велосипед? А почему нет!

Алексей Дмитриев, май 2013

В годы невозвратимой молодости (до 40 лет) я перемещался по столице на велосипеде. Речь идет не о катании в лесопарке на досуге, а о поездках на десятки километров, по работе или по иной надобности. Например из Бибирева я ездил в центр на работу и обратно каждый день.

Научился я этому еще при Советской власти, когда велосипед давал восхитительное чувство свободы. Что там говорить, жизнь тогда была полна разнообразных запретов. А велосипед предоставлял возможность просто проигнорировать представителя власти (например, милиционера) и уехать он него. Не догонит же он вас пешком, будь он хоть мастером спорта по бегу! А если вас будут преследовать на машине (допустим, ГАИшники), то ничего не стоит выехать на тротуар и затеряться во дворах.

Не подумайте, будто я ежечасно нарушал закон, просто теоретическая возможность проделать подобное дорогого стоила - свобода тогда была в дефиците (как и многое другое).

Однажды я возвращался с Чистых прудов на Сокол и хотел проехать через ночную Красную площадь. Но ехать по брусчатке оказалось невозможно, и я пробрался вдоль ГУМа переулками. Выезжаю к Манежу и прошу дежурного милиционера позволения проехать на Горького (Тверскую) напрямик, через все полосы движения, благо машин тогда по ночам почти не было. Постовой спрашивает в тревоге: "Вы через Красную Площадь проехали?". Видимо боялся, что у него будут за это неприятности. Но я его успокоил, сказав что объехал Особый Объект и он, успокоившись, дал "добро". А в дневное время я просто спустился бы в подземный переход и проехал под землей.

Впоследствии лихие девяностые годы научили милицию по делу и не по делу применять табельное оружие, и откровенно хамить милиции стало опасно, но что мешает сделать вид, что не заметил ее или не расслышал? Так что свобода от властных структур актуальна и по сей день.

К этой старой свободе в новые времена прибавилась скорость перемещения. Когда машины застыли на улицах в мертвых пробках, залогом быстрого перемещения по городу стала способность пробраться сквозь любой затор или просто проехать по пешеходной зоне. И если вас не пугает загазованность воздуха в городе (а если и пугает, то не все ли равно - идти по тротуару или ехать по нему на двух колесах), то лучше велосипеда ничего не придумаешь. И весьма многие в последние годы это поняли и начали крутить педали.

После сорока я покинул столичные стогны (это площади раньше так назывались) и перебрался на ПМЖ в деревню - на дачу. Там, понятно, без машины было не обойтись - строительство подразумевает постоянные разъезды и доставку всевозможных грузов. Но промелькнули годы, стройка стала воспоминанием, быт наладился, а бензин неприлично подорожал. Плюс к этому, количество машин даже в уездных городках возрасло настолько, что возникли проблемы с проездом и парковкой. Все это заставляет вспомнить о велосипеде как о средстве передвижения.

Да и о здоровье нужно заботиться с каждым годом все больше. Велосипед позволяет без больших усилий поддерживать себя в тонусе. Найдется тысяча причин чтобы не идти гулять, бегать трусцой или заниматься физкультурой. Но прокатиться пяток-другой километров и вознаградить себя за это мороженным просто удовольствие. И ничего, если пообедали плотнее чем планировалось - садимся в седло и лишние килограммы без промедления исчезают - чтобы в этом удостовериться достаточно встать на весы до и после заезда. Двадцатикилометровый маршрут берет час времени и гарантированно убирает целый килограмм - проверено не раз.

В конце марта - начале апреля, как только расчищенная дорожниками обочина шоссе освободится от снега и немного подсохнет, можно открывать велосипедный сезон. Еще в полях белеет снег, а ГАИшники уже с удивлением рассматривают меня, едущего по встречной обочине в зимней куртке и бейсболке.

Если трасса имеет обочину достаточную для велосипедного проезда, предпочитаю двигаться по встречной стороне дороги, так как при этом видишь проходящие машины и их водителей; можно обменяться взглядом и установить мимолетный зрительный контакт. Когда я еду за рулем машины, то тоже больше люблю велосипедистов и пешеходов, движущихся навстречу, так как имею возможность убедиться, что они меня видят и не предпримут каких-нибудь неожиданных маневров.

Хотя Правила движения и призывают ехать в своем направлении, но выполние их в данном случае самоубийственно. И все прекрасно это понимают - и водители моторизированного транспорта и дорожные полицейские и никаких конфликтов никогда не возникало.

Рис. 1. На этой фотографии идеальная дорога для велосипедной езды - машин мало, а обочина чистая и широкая. Да еще и разметка нанесена. Жаль, что таких дорог мало!

Правда, если движение в одну сторону интенсивное, а в противоположную слабое (как бывает по выходным дням за городом), то имеет смысл выбрать ту сторону дороги, где машин меньше.

Исключение - дороги с узкой или грязной обочиной при оживленном автомобильном движении. Таких дорог нужно избегать, если есть хоть малейшая возможность. Предпочитаю дать крюк в десяток километров по пригодной дороге, чем подвергать свою жизнь опасности, а нервы обгоняющих меня водителей стрессу.

Вообще нужно сказать, что культура велодвижения у нас в стране только закладывается. Отсутствует само понятие велосипедных дорожек, так что приходится выбирать - ехать ли по тротуару, распугивая пешеходов или по проезжей части, пугаемому водителями.
В чу́дном поселке по имени Богатищево я долго не мог сообразить, что это за полоска асфальта (для тротуара вроде бы узко) проложена параллельно участку дороги от поселка до птицефабрики, и лишь потом понял, что это велосипедная дорожка, устроенная в незапамятные времена заботливой администрацией для своих работников. Этим пассажем я хочу сказать, что велосипедная дорожка у нас настолько редкость, что встретив ее, не сразу сообразишь что это такое.

Когда надоедает ездить по окрестным дорогам, мы с женой привязываем велосипеды на запасное колесо нашей Нивы и исследуем близлежащие городки.

Рис. 2. Простейший самодельный кронштейн на штатное крепление заднего колеса позволяет превратить любую машину с запаской снаружи в велосипедовоз.
А существуют решения и на фаркоп и на крышу!

Никогда не узнать столько интересного, путешествуя на машине! Как-то машина не способствует познанию окружающего мира. Запертый в стальной коробке чувствуешь себя отделенным от окружающего мира, людей и природы. Сидя в седле велосипеда перемещаешься почти со скоростью городской автомобильной езды и в то же самое время находишься на улице, как и простой пешеход. В результате видишь и чувствуешь больше чем водитель и больше чем прохожий.

Например, замечаешь, что в некоторых городках тротуары сделаны гораздо удобнее, чем в Москве. В больших городах тротуар отделен от боковых ответвлений проезжей части таким же бордюрным камнем как и от самой улицы.

Рис. 3. Типичный для больших городов вариант высокого бордюрного камня. Ехать на велосипеде или катить коляску с ребенком по такому тротуару неудобно.

В провинции часто эти участки сделаны плавными, просто асфальтом (без камня), поэтому мамам с колясками (и велосипедистам) не приходится перед каждым двором съезжать - заезжать на бордюрный камень.

Рис. 4. "Деревенский" бордюр. Забота о пешеходе а не о внешнем виде.

Может быть такая улица и выглядит не столь правильно, зато она несравненно удобнее для всех - как для пешеходов, так и и для автомобилистов (ведь преодолевать бордюры на нынешних низких машинах нелегко).

Сколько переулков с грунтовым покрытием, тропинок, дворов, парков, бульваров и прочего оказывается есть в, казалось бы, насквозь знакомом городе! И все они ведут к новым и интересным местам.

Рис. 5. Подобные шедевры не редкость в уездных городках

Чтобы познать все эти места пешим ходом, нужно быть местным жителем. Велосипед позволяет познакомиться с ними за несколько часов.

Теперь рассмотрим факторы, затрудняющие жизнь велосипедисту. О малопригодных для велодвижения дорогах я уже говорил. Но, предположм, что подходящая дорога найдена и вы бодро едете по ней. Что больше всего мешает вам ехать?

  • Холмистый рельеф местности: если полотно изобилует подъемами и спусками, то ехать по нему утомительно. Даже на спуске приходится постоянно притормаживать, чтобы погасить чрезмерную скорость, чтобы меньше трясло на неровностях и чтобы не угодить под машину. Подъемы же тяжело преодолевать, даже если ваш велосипед снабжен несколькими десятками скоростей.
  • Сильный ветер: встречный ветер (а он всегда почему-то встречный!) затрудняет движение даже сильнее чем подъем. А если подъем и ветер работают сообща против вас, то иногда приходится слезать с велосипеда и вести его "в поводу".
    Если маршрут подразумевает путь туда и обратно, то прежде чем пускаться в него целесообразно прикинуть направление и силу ветра. В моей практике были случаи, когда, окрыляемый попутным сильным ветром, я уезжал на большое расстояние, а возвращение против ветра была весьма затруднительно. Теперь я стал умнее, и, прежде чем ехать в ту или иную сторону, проверяю силу ветра, делая пробный заезд на полкилометра в обе стороны. Исходя из полученной информации уже решаю - на сколько километров можно отъехать, чтобы возвращение не стало проблематичным.
  • Собаки: некоторые милые в обычной жизни собачки, при виде велосипедиста превращаются в неуправляемых преследователей. При этом, в подавляющем большинстве случаев, они вовсе не стремятся укусить велосипедиста, так что обычно достаточно бывает слезть с машины и заговорить с ними, чтобы они успокоились. Наиболее неприятный случай - когда вы едете вдоль оживленной трассы, а с противоположной стороны дороги, наперерез движению, на вас бросается собака (жувущая, например, на бензозаправке). Ситуация чревата большой опасностью для собаки, так как животное рискует угодить под машину. Нужно обязательно остановиться и успокоить преследователя. В крайнем случае взять с земли камень - большинство собак прекрасно знают этот жест и немедленно ретируются. И если уж вам попалась собака, которая гонится за вами с целью укусить, то не пытайтесь обогнать ее - на короткой дистанции собака догоняет велосипедиста шутя. Всегда лучше остановиться и разрешить конфликт, велосипед поможет вам заслониться от агрессора. Я вожу в кармане сухарик или печенье для таких "кровожадных" собак. Обычно же собака, гоняясь за велосипедистами, просто выполняет некий собачий ритуал и радуется когда ей удалось напугать вас.
  • Пешеходы: если вы едете в месте скопления пешеходов (допустим, на тротуаре) помните - пешеход не имеет глаз на затылке, и не может видеть вас догоняющего. Также он не слышит вас (если ваш велосипед не скрипит отчаянно цепью) - так что полезно бывает иметь на руле звоночек. Пешеходы представляют гораздо большую опастность, чем автомобилисты - последние боятся велосипедиста из опасения сбить человека и повредить свою дорогую машину. Если же собьете пешехода вы - симпатии общественности будут не на вашей стороне. Однажды в молодости я сбил велосипедом старушку, переходившую улицу на красный свет, формально я был не виноват, но совесть считает иначе, и старушка до сих пор стоит перед моим мысленным взором.

Продолжать рассказ о прелестях велосипедной жизни можно было бы долго, но необъятного не охватишь.
Остались без внимая технические аспекты конструкции велосипедов, техника езды и многое-многое другое.
Если вы считаете, что данную тему стоит продолжать, то напишите, и продолжение последует.

Ссылки по теме:
Какие бывают велосипеды
Что можно сделать из старого велосипеда
Устройство велосипеда
Сообщество неравнодушных велосипедистов